Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№472 учебника 2011-2018 (стр. 189):
Учимся употреблять средства языка.
1. Прочитайте сочинение ученика начальных классов.
Каждый год мама вместе с нами вскопала небольшую грядку. Мы посеяли на ней редиску, салат. Посадили горох. Потом полили каждый день и пропололи. И так было весело наблюдать, когда вдруг начали лезть из земли зелёные росточки.
2. Вы обнаружили ошибки в выборе глагольных форм? В чём они состоят? Исправьте текст, обоснуйте правку.
№472 учебника 2019 (стр. 170):
№472 учебника 2021-2022 (стр. 20):
Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения. Подчеркните их как члены предложения.
Мы отправились за грибами. ... нёс с собой корзинку со ... припасами. ... маленькие шли налегке. Мне ... досталось нести молоко и хлеб.
Грибов было много, и ... довольные вернулись домой.
№472 учебника 2020 (стр. 40):
Докажите, что местоимения я, ты не изменяются по родам, для чего употребите их с глаголами в прошедшем времени.
№472 учебника 2023-2024 (стр. 28):
Можно ли считать данный фрагмент текста описанием места? Определите стиль речи этого отрывка. В чём особенность этого текста Обратите внимание на глаголы; как автору удалось обойтись без глаголов есть, имеется, находится?
Издали, с пригорка*, спокойно поглядывают на приезжего длинные бревенчатые дома, вытянувшиеся в цепочку. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. На холме шумит берёзовая роща. Под холмом — ключ. Над ним небольшой теремковый* сруб*. Между лесами затеряны поля, засеянные рожью, пшеницей и льном. (Ю. Куранов)
№472 учебника 2011-2018 (стр. 189):
Обратимся к теме "Глагол и глагольные формы"
№472 учебника 2019 (стр. 170):
№472 учебника 2021-2022 (стр. 20):
Обратимся к теме "Определительные местоимения".
№472 учебника 2020 (стр. 40):
Обратимся к теме "Личные местоимения".
№472 учебника 2023-2024 (стр. 28):
Обратитесь к темам:
№472 учебника 2011-2018 (стр. 189):
Каждый год мама вместе с нами вскапывала небольшую грядку. Мы сеяли на ней редиску, салат. Сажали горох. Потом поливали каждый день и пололи. И так было весело наблюдать, когда вдруг начинали лезть из земли зелёные росточки.
В начале текста ученик отмечает, что действия, описанные в тексте, повторялись неоднократно - каждый год, а глаголы совершенного вида, употреблённые в тексте, обозначают действие, выполненное один раз. Чтобы исправить ошибку, необходимо глаголы совершенного вида заменить на глаголы несовершенного вида (подобрать видовую пару).
№472 учебника 2019 (стр. 170):
№472 учебника 2021-2022 (стр. 20):
Мы отправились за грибами. Каждый нёс с собой корзинку со всякими припасами. Самые маленькие шли налегке. Мне самому досталось нести молоко и хлеб.
Грибов было много, и все довольные вернулись домой.
№472 учебника 2020 (стр. 40):
Местоимения я, ты не изменяются по родам. Докажем это на примерах. Я писала - я писал, ты писала - ты писал. При изменении рода глагола местоимения остаются неизменными. Значит, местоимения я, ты не изменяются по родам.
№472 учебника 2023-2024 (стр. 28):
Этот текст - художественное описание места.
В тексте тексте 6 предложений, но в них всего 4 глагола: поглядывают (олицетворение), подпирает (метафора), шумит (метафора). Все они в переносном значении. Это помогает автору не сухо назвать фактические подробности пейзажа, но и образно описать природу. Причастные обороты вытянувшиеся в цепочку (Предложение 2) и засеянные рожью (Предложение 6) оживляют описание.
Глаголы есть, имеется, находится в предложениях 3-5 пропущены, но и без них ясно, что действие происходят в настоящем времени.
Пригорка ← гора (приставочно-суффиксальный способ).
Теремковый ← теремок (суффиксальный способ)
Сруб ← срубить (бессуффиксный).
Вернуться к содержанию учебника